- Воскресение И. Христа
- истина, на которой зиждутся все наши христианские верования и упования.
Ап. Павел говорит: "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша". Поэтому враги христианства всегда направляют свои усилия против достоверности В. Хр. Философский вопрос о В. Хр. касается вообще возможности и достоверности чудес; но чудеса невозможны для природы, если она мыслится как нечто самозамкнутое и законченное бытие, чуждое всякого внешнего влияния, и возможны для нее, если она мыслится, как совокупность вещества и сил, находящихся в распоряжении высшего Разума. Последняя точка зрения более правильна, и спор меж ними если не может быть решен нашим ограниченным мышлением, то разрешается Бож. Откровением. Историческая достоверность В. Хр. обсуждается двояко. Первая теория неверия Реймаруса говорит: ученики Хр. или верили, или не верили, что Хр. воскрес. Если они не верили, то значит это простой вымысел, и остается удивляться, как он нашел себе веру у глупых людей. Но исходить из лицемерия, лживости, неискренности и нечестности свидетелей события невозможно для всякого исторического исследования и связано с неразрешимыми психологическими невозможностями. Новейший рационализм отвергает это неверие в искренность апостолов, принимает истину и реальность их веры, но утверждает, что искренность и реальность веры апостолов в В. Хр. не доказывает еще реальности самого В. Хр., действительности этого факта. Родоначальник тюбингенской школы, Баур, говорит, что важна для истории не столько действительность В., сколько самая вера в то, что оно было на самом деле; однако вера не может оставаться в неведении о том, есть ли самый возвышенный предмет ее объективная реальность или плод самообмана или бредней легковерного и мечтательного ума. Таким образом, необходимо ответить на вопрос, есть ли В. Хр. исторический факт или нет, совершилось оно или нет ? По одной теории, Христос не умер на кресте, а только впал от изнеможения в обморок и потом, очнувшись в гробу, вышел из него и являлся своим ученикам в своем прежнем телесном виде. Существуют в этой теории и оттенки: по одному, Хр. Сам намеренно притворился умершим, чтобы придать Своему явлению вид В.; по другому с Ним произошел обморок от страданий, и Он очнулся под влиянием холодной атмосферы гробницы. Но все эти допущения даже с физической стороны нелепы, невозможны и кощунственны; не может человек израненный, изможденный, с прободенными ногами и ребрами, пронзенный копьем в самое сердце незаметно выбраться из гроба, обманувши бдительность своих врагов. И если бы затем полумертвый Иисус вскоре после того действительно умер на глазах у учеников, то это рассеяло бы их веру и разбило бы их надежды на Него, как на Мессию Израилева. По другой теории, Христос, действительно, умер и не воскрес. Она основана: 1) на непризнании чудес и 2) что данные в рассматриваемом случае недостаточны, разноречивы, спутанны, неясны и часто разногласны между собою. Принимая честность свидетелей, надо разрешить вопрос, как эти свидетели пришли к вере в В. и как эта вера получила над ними столь непреодолимую власть, а через них и над всем цивилизованным миром? Визионерная теория (Ренан и Штраус) объясняет появление веры у свидетелей жен-мироносиц простой иллюзией, простым видением или призраком, созданным расстроенным воображением их. Но на самом деле ученики после крестной смерти Христа находились не в напряженном ожидании Его В., а в угнетенном и отчаянном состоянии духа, так что субъективные видения были наименее возможною для них вещью. Все евангелисты единогласно свидетельствуют, что когда разнеслась весть о В. Хр., то ученики решительно отказывались верить ей до того, пока они сами окончательно не удостоверятся. Затем и при явлениях Христа ученикам они не сразу и всецело признавали в Нем своего Учителя. Таким образом, не восторженная вера создавала видения, а наоборот, вера явилась после видения, когда сомнения рассеялись осязаемой действительностью. Сами ученики в своих сомнениях сначала склонны были видеть в явлениях Хр. дух или призрак, но их сомнения рассеялись, и они убедились в противоположном. Господь действительно умер и воистину воскрес из мертвых. Разногласия очевидцев, на которые так любит ссылаться отрицательная критика, касаются мелких и второстепенных подробностей, а относительно главного между очевидцами и свидетелями господствует безусловное согласие, и это служит подтверждением истинности их свидетельства, а разногласие в частностях доказывает, что это не вымысел кружка согласившихся между собой лиц. Из новозаветных авторов нет ни одного, отрицающего В. Хр., и во всей древнейшей христианской литературе нет даже намека на то, чтобы среди иудеев или в Иерусалиме была сделана попытка на отрицание или расследование дела для доказательства неосновательности В. Хр. Все древние партии, древние направления в христианской церкви, как, напр., иудействующая и языческая, расходясь между собою в отношении даже таких важных предметов, как личность Христа, Его дело, Его авторитет в Царстве Божием, все они безусловно утверждали Его В. из мертвых. Самая вера эта служит свидетельством достоверности факта В. Хр., она не была секретна или тайно проповедуема, а открыто и торжественно распространялась в том самом городе, где был распят Основатель ее. Через 10 лет после распятия Господа в Иерусалиме поднялось страшное гонение на христиан, и значит представился удобный случай разоблачить весь самообман или вымысел, лежащий в основе этой веры, и однако не было сделана такая попытка, и наоборот, виднейший вождь иудейства, ап. Павел, обратился в христианство и стал ревностным и восторженным поклонником Христа, и такой человек, как он, при всем блеске и глубине своего ума, не мог быть плодом самообольщения или не мог неразумно поддаться увлечению каких-то неучей или хитрецов. Чудесная перемена и подъем духа, которые произошли с другими апостолами, бывшими простыми рыбаками, превосходит все психологические возможности, и эта перемена произошла в них, по их собственному свидетельству, благодаря В. Хр. Безусловная уверенность в действительности В. Хр. объясняет также настойчивость, с которою апостолы держались своей веры и распространяли ее. Наконец, самая сила этой веры, сделавшейся первостепенным фактором в истории развития человечества, распространенность ее на весь цивилизованный мир служит ясным и наглядным доказательством достоверности этого великого исторического факта.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.